Передача береговой артиллерии в подчинение РВС Черного и Балтийского морей

    11 июня 2015 года исполнилось 90 лет со дня издания в 1925 году исторического приказа Реввоенсовета (РВС) СССР, которым береговая артиллерия передавалась в подчинение РВС Черного и Балтийского морей.

    В начале ХХ века в ведущих странах мира сложилось устойчивое мнение об утрате артиллерией береговой обороны своих ведущих позиций в области защиты побережья. Данный вывод был сделан на основе возобладавшей у командования флотов идеи о нецелесообразности борьбы флота с береговыми батареями.

    К 1914 году в Германии, Франции, Великобритании и России на вооружении береговой артиллерии, в основном, находились орудия устаревших образцов. Но именно в годы Первой мировой войны ярко проявилась возросшая роль береговой артиллерии. В частности, уже в самом начале кампании обстановка заставила русское командование принять срочные меры по созданию сильной артиллерийской обороны военно-морских баз и побережья на Балтике и Черном море. Впервые в истории в Финском заливе была создана оборона невиданной до того глубины, состоявшая из минных заграждений и береговых батарей: немецкий флот, имея громадное численное превосходство, так и не смог прорвать эти позиции.

    В период Первой мировой войны береговая артиллерия во всех отношениях подчинялась армейскому командованию. Такое положение неоднократно вызывало у командующих Балтийским и Черноморским флотами серьезные критические замечания в адрес Военного ведомства.

    В 1914 году командующему Балтийским флотом адмиралу Н.О. Эссену удалось добиться передачи береговой артиллерии приморских крепостей Балтийского моря в подчинение флота. На Черном же море она оставалась в руках армейского командования. В годы гражданской войны и борьбы с интервентами береговой артиллерией на Балтийском и Черном морях занимались представители флота. Сразу после окончания гражданской войны береговая артиллерия вновь перешла в распоряжение комендантов приморских крепостей, подчинявшихся соответствующим военным округам.

    В начале 20-х годов 20-го столетия, после многократных обсуждений была определена необходимость гармонического развития всех средств борьбы на море: надводных и подводных сил, авиации, береговой и миннопозиционной обороны. В соответствии с существовавшими возможностями и задачами общей обороны государства. В ходе военной реформы 1924-1925 годов, затронувшей все стороны жизни армии и флота, была в корне изменена структура береговой артиллерии и окончательно решен вопрос, кому она должна подчиняться.

    Согласно приказу РВС СССР от 11 июня 1925 года непосредственное руководство береговой обороной и ответственность за ее состояние возлагались на начальников береговой обороны, являвшихся помощниками начальников морских сил по береговой обороне. Им непосредственно подчинялись коменданты приморских крепостей, начальники районов и командиры частей береговой артиллерии. В основу организационной структуры береговой артиллерии был положен тактический принцип. В группу сводились батареи с общей или однородной боевой задачей.

    Реорганизация береговой артиллерии Черного и Балтийского морей была закончена в августе 1926 года. На Черном море новая структура была окончательно утверждена приказом начальника морских сил Черного моря Э.С. Панцержанского от 7-9 августа 1926 года. Несколько позже, в ноябре 1926 года были введены новые организационные изменения: созданы артиллерийские дивизионы как отдельные боевые части, объединявшие несколько батарей, имевших одну и ту же боевую задачу.

    Оценивая значение военной реформы 1924-1925 годов начальник военно-морских сил и член Реввоенсовета СССР Р.А. Муклевич в 1936 году писал: «Этой реформой был положен конец всякой ведомственной разобщенности отдельных составных элементов наших Вооруженных Сил… Попутно произошла переоценка роли и значения флота. Флот, береговая артиллерия и морская авиация  были объединены в единую систему военно-морских сил с единым руководством и едиными боевыми задачами».

     

    С.Д. Вершков, экскурсовод